Осанка ребёнка. Существующие нарушения осанки и упражнения для её коррекции у детей.
Актуальность темы ровной осанки заключается в том, что нормальная, правильная осанка может создать самые лучшие условия для работы органов, систем организма. Существует большая сложность в настоящее время – сформировать и сохранить правильную осанку. И чем старше мы становимся, тем труднее это сделать, поэтому так важно заняться этим с самого детства.
Нарушения осанки и способы их выявление
Что такое осанка? Осанка – это, прежде всего, удержание позиции туловища в вертикальном положении. Осанка бывает 2-х видов: гармоничная и нарушенная. Гармоничная осанка – это симметричная нагрузка на позвоночник, таз, нижние конечности. Второй вид — это нарушенная. С ней всё обстоит сложнее. Здесь самое главное вовремя выявить все патологии, чтобы не допустить их развитие.
Как выявить нарушения? Искривления осанки определяются в нескольких плоскостях: во фронтальной (в бок) и в сагиттальной (спереди назад), а также вертикальной плоскости.
Для определения нарушения осанки во фронтальной плоскости, есть несколько способов:
- Определение симметричности плечевого пояса.
Для этого мы кладём руки на акромионы (углы плеч) ребёнка, и смотрим на одном ли уровне они находятся.
- Установление напряжения в мышцах шеи.
Если одна мышца напряжена больше другой, это может свидетельствовать о патологии в шейном отделе позвоночника.
- Горизонтальная симметрия лопаток.
Для это определяем горизонтальность и насколько сильно они выпирают. Углы должны быть малозаметны, горизонтальны и на равном расстоянии от отростков позвоночника. Если одна лопатка ниже другой, это тоже говорит, что есть нарушение осанки.
- Отсутствие перекоса у костей на пояснице.
Нужно нащупать косточки, которые находятся на пояснице и понять насколько они располагаются горизонтально. Если одна выше другой – это означает, что таз перекошен.
- Вертикальное положение позвоночника.
Можно нажать на остистые отростки позвоночника или нарисовать точки маркером на них и посмотреть насколько вертикально они находятся. Любое отклонение от вертикальной линии свидетельствует о нарушениях осанки по типу сколиотической. Это могут быть сколиозы, а также сколиотическая осанка.
- Тест Адамса.
С помощью теста Адамса можно увидеть наличие или отсутствие сколиоза. Он заключается в медленном наклоне ребёнка вперед на 90 градусов с опущенными руками. В таком положении просматривается линия позвоночника и асимметрия мышц. Оценивается также подвижность позвонков в разные стороны и сила мышц спины.
Далее, мы определяем нарушения в сагиттальной плоскости.
В ней мы оцениваем 7‑й шейный позвонок. Он должен быть строго над крестцом.
В данной плоскости, также, бывают следующие нарушения:
- Усиление грудного кифоза (направленное выпуклостью назад);
- Сглаженность грудного кифоза (в грудном отделе позвонки расположены практически прямо и не имеют естественного изгиба);
- Сглаженность поясничного лордоза (позвоночник ровный в области поясницы и не имеет естественного изгиба);
- Усиление грудного кифоза и сглаженность поясничного лордоза;
- Усиление грудного кифоза и усиление поясничного лордоза;
Все эти нарушения положения правильной осанки называются сутулостью. Ещё, в данной плоскости, встречается нарушение — плоская спина.
Также, искривление осанки мы смотрим в вертикальной плоскости (сверху вниз).
В ней бывает, что таз, относительно плечевого пояса, смещён вправо или влево – это ротированная осанка. Часто бывает, что сколиоз сопровождается ротацией, то есть, у ребёнка, помимо бокового искривления позвоночника, есть смещение таза по сравнению с плечами.
Это все нарушения осанки, которые можно самостоятельно определить у ребёнка.
Профилактика нарушений осанки
Здесь представлены несколько советов, для того, чтобы снизить риск искривления осанки у детей:
1. Соблюдать ортопедический режим:
- Ограничивать длительные статические нагрузки; Каждые пол часа нужно двигаться;
- Не поднимать тяжести свыше 3-4 кг.
2. Правильная посадка за столом:
- На столе лежат только кисти рук;
- Предплечье и плечо создают 90 градусов;
- Подтягиваем живот, чтобы контролировать осанку;
- Голова смотрит вертикально (использовать подставки под книжки, поднимать монитор ПК);
- Если стул находится низко, то руки свисают вниз. Ребёнок будет пытаться их подвинуть дальше, тем самым, задирая плечики вверх и перенапрягая трапециевидную мышцу, это приводит к нарушению кровообращения в мозг. Это может привести к плохому зрению, памяти, вниманию, а также головным болям;
- Ноги должны быть на подставке – 90 градусов.
Упражнения для коррекции нарушений осанки
Помимо соблюдения режима желательно выполнять следующий комплекс упражнений для коррекции осанки у детей:
- Балансировочная подушка. Она может заменить нам неровную поверхность (камни, песок, траву, гальку), так как именно хождение по плоской поверхности является основной проблемой нарушений осанки из-за отключения баланса в организме при ходьбе и атрофированнее центральной нервной системы.
Упражнения на подушке (5-10 минут):
- Покачивание с носка на пятку (носки внутрь);
- Перекатывание с носка на пятку (носки наружу);
- Начать перетаптываться с ноги на ногу.
В этот момент у нас работает связки мышц стоп, коленных суставов, таз балансирует и становится крепче. Когда мы ходим на подушке и смотрим вперёд, у нас так же развивается центральная нервная система.
- Растяжка мышц бедра (10-15 секунд):
- Сесть на коленки;
- Отклониться назад (желательно лечь на пол);
- При этом растягиваются мышцы бедра.
- Поза планки (3 минуты — удовлетворительный результат; 5 минут — отличный результат):
- Встать на прямые ноги (таз немного вперёд);
- Живот подтянуть;
- Расправить плечи.
- Растяжка в бока (10-15 секунд):
- Сесть вытянув ноги вперёд;
- Наклониться максимально вперёд;
- Держать осанку.
- Лодочка (3 подхода по 15-20 секунд):
- Лечь животом вниз;
- Поднимаем ноги и туловище вверх;
- Плечи опускаем вниз и сводим лопатки.
- Берёзка (от 30 секунд до 2-х минут):
- Лечь на спину;
- Плавно поднимаем таз и ноги вверх;
- Поддерживаем спинку;
- Важно дышать глубоко.
Удержание осанки
Помимо профилактики и комплекса упражнений нужно правильном удерживать осанку в правильно положении. Как это делается:
- Таз обязательно выдвигаем вперёд;
- Подтягиваем мышцы брюшного пресса;
- Расправляем плечи и опускаем вниз.
Когда сидим, контролируем только мышцы брюшного пресса и соответственно расправляем лопатки.
Осанка зависит от самого человека. Насколько он развит и контролирует её, поэтому нужно с детства заботиться о ней.
Формирование осанки с детства – это залог крепкого здоровья!